Главная Архив 2010 год Галина Колесниченко ГЛАВНЫЕ СОКРОВИЩА

ГЛАВНЫЕ СОКРОВИЩА

 

- Вы бывали в Альпах? – таким неожиданным вопросом встретил меня  известный липецкий коллекционер Анатолий Нехорошев, поджидавший нашу редакционную машину у ворот своего дома. – Посмотрите вокруг и не говорите теперь, что не бывали!

В Альпах я, признаться, никогда не бывала. Но картина, представшая моему взору с высокого холма, действительно впечатляет: крутой обрыв, да такой, что дух захватывает! А внизу, в туманной дымке, утопающие в снежных сугробах голубовато-серебристые леса (там, по признанию Анатолия Нехорошева, бывает много грибов). Еще дальше видна какая-то деревенька, кажущаяся с высоты такой маленькой, словно это сказочная обитель гномов, темная лента реки, скованной льдом и припорошенной седым инеем, и опять бесконечные голубовато-серебристые леса… Широта и простор нашей русской природы невольно вызывают в памяти знаменитый монолог Катерины из пьесы Александра Островского «Гроза»: «Отчего люди не летают!.. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?» Но пробовать, как и героиня пьесы, я не стала. Тем более что не затем я сюда приехала. А отправилась я в село Никольское Липецкого района в гости к коллекционеру Анатолию Нехорошеву по двум причинам. Во-первых, в Центре изобразительных искусств Липецка открылась выставка под названием «Я люблю тебя, жизнь». На ней демонстрируются 130 живописных полотен, акварелей, рисунков и скульптур из коллекции Нехорошева. А, во-вторых, самому Анатолию Никифоровичу 29 декабря исполняется 70 лет!

…Во дворе дома нас встретила очень воспитанная и приветливая овчарка Кира (вообще-то зовут ее Валькирия, а дальше еще что-то длинно и витиевато: так положено породистой и титулованной собаке). А в самом доме меня ожидало не меньшее потрясение, чем вид окрестностей с холма. Все стены двухэтажного дома от пола до потолка увешаны живописными холстами, акварелями и рисунками! Всего в коллекции Анатолия Никифоровича насчитывается 639 работ 127 художников, которые он собирал в течение двух десятков лет.

А началось все с подарка от нашего знаменитого живописца Виктора Семеновича Сорокина. Он подарил Нехорошеву свой холст под названием «Улей» в качестве… утешения. Так сказать, чтобы подсластить горечь утраты рабочего места. Дело в том, что занимавший в течение нескольких лет пост начальника областного управления культуры Анатолий Нехорошев, по его собственному признанию, стал неугоден новым властям. А Виктор Семенович, или «Дед», как называли Сорокина друзья, решил своим подарком поддержать попавшего в опалу человека. Даже не подозревая, что пробудит в душе Нехорошева тягу  к коллекционированию и положит начало будущей коллекции.

По иронии судьбы второе полотно, пополнившее будущую коллекцию, было тоже сорокинским. Но его Анатолий Никифорович уже купил – на дворе стояли суровые девяностые, и в стране было не до живописцев. Даже живой классик Сорокин в те времена не барствовал и нуждался в материальной поддержке. Но не только поддержать художника решил Нехорошев, ведь любой холст, написанный Виктором Сорокиным – это уникальное произведение искусства!

- Приобретая у Деда пейзаж Ельца, написанный им в 1949 году, я пошутил, что цвета в картине маловато, - вспоминает коллекционер. – На что Виктор Семенович тут же, с лукавой улыбкой ответил: «Так времена-то какие были -  послевоенные, суровые и нищие. Имелись у меня две красочки, ими и написал!»

А вот и пейзаж, о котором вел речь Анатолий Нехорошев, - висит на одной из стен этой удивительной домашней галереи. Холст небольшой по размеру, камерный. Но лукавил Виктор Семенович, ох, лукавил, говоря о наличии всего двух «красочек» (именно так ласково именовал краски сам Мастер, у которого автору этих строк посчастливилось в свое время обучаться живописи)! Хотя, конечно, большинству любителей творчества Сорокина привычнее его богатая и сочная палитра. Но даже и при помощи «двух красочек» гениальная рука Мастера создала полотно, полное воздуха, света и жизни!

Мы переходим из комнаты в комнату, от стены к стене: пейзажи сменяют портреты, портреты – натюрморты… И о каждой из картин коллекционер Нехорошев готов говорить часами, как и о художниках, их создавших. Полотна знаменитых наших живописцев, корифеев Виктора Сорокина, Виктора Королева, Александра Сорочкина, Виктора Лузанова, Василия Шевченко, Вилена Дворянчикова, Евгения Сальникова соседствуют с работами более молодых живописцев – Виктора Яичникова, Олега Кузина, Дианы Ауде, Владимира Басинского, Татьяны Жебылевой… Попадаются холсты и с неизвестными мне фамилиями, как выясняется – это студенты и начинающие художники. Оказывается, что Анатолий Нехорошев не только коллекционер, но и меценат. Он старается помогать нуждающимся художникам, порой приобретая не самые лучшие произведения. Этим и объясняется удивившее меня обстоятельство: зрелые, мастерские работы мирно соседствуют на некоторых стенах, мягко говоря, с далеко не шедеврами. Помогает Нехорошев и семьям ушедших из жизни художников, приобретая их произведения, или дорогие для сердца самого коллекционера предметы. Так, например, было с коллекцией старинных самоваров, ранее принадлежавшей живописцу Виктору Королеву. С Виктором Ивановичем Анатолий Нехорошев был очень дружен, и после смерти живописца приобрел у его семьи эти самовары на память. Все самовары, кстати, действующие, хотя иным и по 100-150 лет. Стоят себе на полочках самовары и самоварищи – разной вместимости и формы, благородно потемневшие от времени – бери любой, разжигай и чаевничай в свое удовольствие!

А экскурсия по домашней галерее продолжается. Спускаемся с хозяином по деревянной лестнице в подвальное помещение – да, двух этажей для коллекции уже явно маловато! И вдруг под лестницей замечаю девственно чистые холсты на подрамниках, наборы масляных красок, кисти разных размеров, бутылочки с растворителем. Предательски защемило сердце, ностальгируя по прошедшим временам студенческой «художнической» молодости, по поездкам с этюдником на пленер… Интересуюсь у хозяина: ужель коллекционирование предметов искусства сподвигло его на занятия живописью? Оказалось, что – нет. Просто дом Анатолия Никифоровича всегда гостеприимно распахнут для работников кисти и мастихина. Художники часто и подолгу гостят у Нехорошева. Некоторые приезжают специально для того, чтобы запечатлеть на холстах и бумаге красоты здешней природы. А иные, просто заскочив на часок в гости, остаются на неделю. Вот для них-то и заготовлены у заботливого и предусмотрительного хозяина все необходимые для работы материалы. Кстати, некоторые полотна, украшающие дом коллекционера, написаны прямо из окна дома или с того знаменитого холма, с которого открывается потрясающий по красоте вид.

Меня же заинтересовал вот какой вопрос – почему Анатолий Нехорошев взялся коллекционировать творчество земляков (хотя есть у него работы и художников из других городов, но их не так уж и много)?

- В России более сорока тысяч художников-профессионалов, - ошарашил ответом собиратель. – Вот я и решил для себя, что буду собирать своих. Чтобы в моей коллекции был представлен весь спектр липецкой палитры: манера, вкусы, пристрастия местных художников.

По признанию Анатолия Никифоровича, нет в Липецке ни одной мастерской, где бы он не побывал. А на каждой выставке коллекционер обязательно приобретает хотя бы одно произведение художника-земляка. Конечно, коллекционирование – удовольствие не из дешевых. Но занимающийся предпринимательской деятельностью Нехорошев может себе это позволить. И коллекционирует он не яхты, не дорогущие иномарки, а произведения искусства.

- Может, в будущем потомки спасибо скажут, - улыбается Анатолий Нехорошев.

Кстати, о потомках! Двойняшки Паша и Аня, которым от роду всего-то по четыре с половиной года, с пеленок растут, окруженные со всех сторон картинами. Понимать и любить искусство им, как говорится, на роду написано.

- Когда Паша и Аня были помладше, то пытались на некоторых пейзажах и портретах, тех, которые висят пониже, отобразить свое видение мира, - вспоминает коллекционер. – Но сейчас они себе такого не позволяют, видимо, волшебная сила искусства потихоньку делает свое дело!

Дети и коллекция, по признанию Анатолия Нехорошева, – главные сокровища его жизни. Семья и дом – первостепенная забота и основная радость. Для детей он готов на все: даже за воротами своего дома сделал для них деревянную детскую площадку, задействовав силы липецких художников. Назвали площадку «ПАШАНЯ», объединив в одно слово имена сына и дочери. И что примечательно – изготовленной на деньги Нехорошева площадкой беспрепятственно пользуется вся ребятня села Никольского. Они с удовольствием катаются на качелях, «скачут» верхом на диковинных зверях, зимой играют в снежки и лепят снеговиков, а с высоты импровизированных ворот – на которых и калитки никакой нет – на ребячьи игры снисходительно взирает кот-флюгер… К новогодним праздникам Анатолий Нехорошев и его жена Лариса нарядили на детской площадке елку.

В планах у коллекционера устроить еще одну выставку из своей коллекции, которую он хочет приурочить к пятилетию своих двойняшек. И экспозиция планируется из детских портретов…

В настоящее же время Анатолий Нехорошев, как уже упоминалось выше, преподнес в дар липчанам выставку работ из своей коллекции, которая открылась незадолго до его юбилея. Выставку под оптимистичным  названием «Я люблю тебя, жизнь». Не знаю, кто придумал это название, но оно как нельзя лучше характеризует самого коллекционера!

 

Галина КОЛЕСНИЧЕНКО.

31.05.2011, 2333 просмотра.

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования Protected by Copyscape Duplicate Content Detection Tool