Атмосфера уникальных чувств
С воспитателем детского сада №34 города Ельца Алёной Кустовой я познакомилась в июне. Алёна Андреевна работает всего шесть лет, а в этом году она стала лучшим педагогом дошкольного образования Липецкой области, о чем мы писали на станицах газеты. Так что именно она представила регион на всероссийском профессиональном конкурсе «Воспитатель года», который походил в третьей декаде сентябре в Ярославле. «Я счастлива, что именно мне выпала эта честь», - признается Алёна Андреевна. Своими эмоциями от участия она поделилась с корреспондентом «Липецких известий».
- Алёна Андреевна, расскажите, как вы готовились к конкурсу?
- Подготовка началась практически сразу же после победы на региональном этапе конкурса. Это огромная работа над собой.
Самое, наверное, интересное было - это на этапе заочного тура представить видеовизитку и постараться в заветные три минуты вложить все, что ты хочешь рассказать о себе, своей работе с детьми. Так, чтобы эти три минуты получились яркими, содержательными и интересными для членов жюри и педагогов со всей России. Мне это удалось! Я хочу выразить огромную благодарность доценту кафедры общей педагогики и специальной психологии Института развития образования Липецкой области Любови Николаевне Лавровой за научно-методическое сопровождение на всех этапах подготовки к конкурсу и во время конкурса. Заведующей детским садом №34 города Ельца Татьяне Ильиничне Болговой за профессиональные наставления и поддержку. Коллегам из моего родного детского сада, коллегам из города Грязи, которые принимали участие в моей подготовке к участию в Всероссийском профессиональном конкурсе «Воспитатель года России». Отмечу, что подготовка к конкурсу - это командная работа, одному ее никак не сделать. Хотелось бы, чтобы в нашем славном регионе была создана профессиональная команда из бывших участников, методистов, педагогов с опытом работы для подготовки следующих участников во Всероссийских конкурсах «Учитель Года» и «Воспитатель года».
- А с какой программой вы участвовали?
- Я представляла свою методическую находку «Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников посредством технологии интеллект-карт». Это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление. Финансовая грамотность – тема серьёзная для дошкольников, поэтому мне хотелось создать атмосферу творческого поиска.
Для составления карт я предлагаю детям материалы для творчества: цветные карандаши, фломастеры, картинки по теме, клей, ножницы и другие необходимые предметы. В центре бумажного листа обозначаю тему с помощью рисунка или картинки. Затем обсуждаем с детьми предложенную тему. Задавая вопросы, мы вместе с детьми зарисовываем на карте информацию, которую они вспомнят по теме. Это своего рода мозговой штурм – подбор слов-ассоциаций по теме и соответствующих им признаков. В ходе обсуждения предлагаю детям по очереди дополнять интеллект-карту новым рисунком или картинкой. В процессе ознакомления детей с темой использую сразу несколько форм работы, но всегда изучение темы сопровождаются составлением интеллект-карт, которые способствуют систематизации пройденного материала. Я считаю, что мой опыт будет интересен и полезен педагогам.
- Алёна Андреевна, вспомните самые интересные моменты всероссийского конкурса.
- Хочу отметить, что интересна было сама жеребьевка конкурсных испытаний. В этом году организаторы из Ярославской области провели жеребьевку, включив в неё туристический компонент. Победитель «Воспитатель года-2021» Ольга Хитрова подарила всем участникам магниты с фото туристических мест Ярославля и Ярославской области. И именно эти фото и послужили своеобразными номерами участников.
Темы нам дали за месяц до начала очного этапа конкурса. Они все интересны и разнообразны. Мне выпало провести мероприятие с детьми подготовительной группы по теме «Моя страна - страна друзей». За день до этого испытания участникам дали возможность посетить дошкольное образовательное учреждение, посмотреть развивающую среду, необходимую для проведения занятия. И вот, придя в детский сад, мой сопровождающий (коллега из моего сада Юлия Владимировна Пищаева) и я отметили, что в группе стоят контейнеры с пластиковыми крышками. Оказывается, воспитанники этой группы участвуют во Всероссийском эколого-благотворительном проекте «Добрые крышечки». Это было просто здорово! Ведь и мои воспитанники участвуют в этой благотворительной программе.
Идея занятия возникла тут же: раскрытие темы благотворительности и благотворительных акций (вот и финансовая грамотность) и то, что все дети, люди на территории России участвуют в этих акциях. Отмечу, что дети были заинтересованы на мероприятии, опирались на свой чувственный и личный опыт. Отрадно было видеть, с каким интересом они слушали голосового помощника «Алису» и даже дополняли его своими мнениями. Рассказывали о том, как можно помочь нуждающимся детям, старикам, животным. В заключительной части дошколята составили интеллект-карту «Благотворительность». Дети были коммуникабельными, открытыми, и мероприятие прошло хорошо. Конечно же, есть неточности. При обсуждении и самоанализе я приняла от членов жюри ряд рекомендаций. Например, стараться уделять внимание каждому ребёнку, проявляющему инициативу, задавать детям «открытые» вопросы, то есть такие вопросы, которые предполагают развёрнутые ответы. И в дальнейшем я обязательно учту их советы.
А началось всё интересное еще в поезде. Мы ехали из Воронежа, потому что ни из Липецка, ни из Ельца нет прямых рейсов до Ярославля. И с нами в купе оказались представители из этого города: победитель регионального этапа Регина Власова (самый молодой участник конкурса. ей всего 21 год) и сопровождающий (лауреат конкурса «Воспитатель года России-2021» ) Мария Гаврикова. И наше «купейное» знакомство переросло в профессиональное общение. На протяжении всего нашего нахождения в Ярославле Мария Гаврикова давала очень полезные советы, рекомендации. Ведь она прошла через все эти моменты в прошлом году! Как говорится, «варилась в этой каше». Именно поэтому мне бы очень хотелось, чтобы в нашем регионе была создана команда для подготовки конкурсантов, чтобы участники прошлых лет могли поделиться своим опытом, своими заметками по поводу участия. Отличный пример тому - Краснодарский край. Очень сильная команда!
- Выступать на всероссийском конкурсе и на областном - разные вещи, или волнение было одинаковым? Есть ли отличия в проведении, в условиях?
- Конечно, участвовать в конкурсах такого уровня очень волнительно. Как говорят практически все конкурсанты, это «выход из зоны комфорта». Но нужно в определенный момент собраться и сконцентрироваться на результате и достойно представить свой опыт работы. Разительных отличий в проведении нет, только то, что на региональном этапе мы готовили одну тему занятия по своей технологии, а на всероссийском этапе необходимо было подготовить семь тем, и какая достанется именно тебе, неизвестно.
Что касается условий проведения, то все было на достойном уровне. Огромная благодарность организаторам конкурса и Институту развития образования Ярославской области за организацию всех испытаний, за мастер-классы, за возможность профессионального общения.
- Надеялись ли на победу? Какие чувства испытали, когда узнали, что не вошли в число победителей?
- Вы знаете это вполне нормальное человеческое желание одержать победу в конкурсе. Но, не услышав свою фамилию, я не расстроилась. Я поняла, что мне нужно продолжать повышать свою профессиональную компетенцию, заниматься самообразованием. Пообщавшись с победителями прошлых лет, с лауреатами, я уверенно могу сказать, что этот конкурс - это только начало. Начало профессионального общения, личностного роста.
- Как оцениваете программу победителя - есть чему поучиться?
- К победе воспитателя из Волгограда Юлию Геннадьевну Доронину привела ее авторская методика развития воображения и мышления у ребят. Очень интересно, доступно, креативно. Сейчас она создала в социальных сетях рубрику «У каждого воспитателя свои звезды», где предложила всем конкурсанткам продемонстрировать свои педагогические находки.
На региональном этапе я соревновалась с педагогами из разных районов нашей области, и все они достойно представляли свой опыт, свою технологию. У каждого из воспитателей, будь он из Ельца или с Сахалина, мне кажется, главная цель - дать возможность ребенку проявить свою инициативу, помочь социализироваться в нашем взрослом мире, быть ребенку другом-наставником. Подход к работе един - нужно сердцем чувствовать каждого ребенка. Все участники представили свои наработки, есть чему учиться и к чему стремиться!
- Что вам дало участие во всероссийском конкурсе?
- Участие в конкурсе - это колоссальная перезагрузка всего: своего «я», своего педагогического опыта. Это уникальная возможность продемонстрировать свои наработки, познакомиться с опытом коллег со всех регионов России. Конкурс - это атмосфера уникальных чувств. Это нужно прожить… Если меня спросят, готова ли я еще раз пройти через все стадии подготовки, участия в конкурсе, я уверенно отвечу: ДА!
С всероссийского конкурса Алёна Андреевна привезла диплом участника, подарки и массу эмоций. Да, она не стала победителем. Но я уверена на сто процентов, что участие в конкурсе такого уровня - это уже большая победа, которую смогла добиться воспитатель. И это лишь один из шагов в ее профессиональной карьере, которая только начинается.
Беседовала Юлия ПАЖИТНЫХ.
18.11.2022, 1276 просмотров.