Династия
Первое, что замечаешь, когда заходишь в здание школы в селе Решетово-Дуброво Краснинского района, - висящие на стене фотографии педагогов, возглавлявших учительский коллектив за всю бытность образовательного учреждения - 50 с лишним лет. Здесь портреты семерых директоров школы, и среди них трое - это Мешалкины. Семья Мешалкиных в прошлом году была награждена как лучшая трудовая династия Липецкой области.
Дело семейное
Николай Александрович Мешалкин руководил школой с 1979 по 1994 год. На посту его сменила супруга Вера Михайловна, возглавлявшая школьный коллектив по 2009 год. Ее общий стаж 52 года, около пяти лет назад она овдовела. Их сын Александр и представить не мог, что когда-то продолжит дело родителей.
Учился он именно в этой школе, ею тогда руководил его отец. Он был учителем истории и обществознания, а также преподавал рисование, музыку. А мама вела русский, литературу и немецкий язык. «У своих родителей учиться более ответственно, чем у других», - вспоминает нынешний директор. «Естественно, к своим детям строже относишься», - говорит Вера Михайловна. И вспоминает такой случай: когда сын с ребятами нарушил дисциплину, папа вызвал его в кабинет директора. Вернувшись домой, сын попросил: «Пап, лучше накажи меня дома, стыдно через всю учительскую идти в кабинет директора за наказанием».
А сначала родители-педагоги работали в Верхнем Брусланово, родном селе Веры Михайловны. Там детского сада не было, так что сызмальства сын приходил в школу и просился посидеть на уроках. Был и на уроке немецкого у мамы. Смотрит учительница - сынок тянет ручку: «Можно, я уйду - я ничего не понимаю». «Тяги к языкам нет» - улыбается Александр Николаевич. Зато, выбрав историю и обществознание, пошел по стопам отца.
Родителей в Решетово-Дуброво перевели, когда сыну было шесть лет. А познакомились они, когда Вера Михайловна сама еще была восьмиклассницей. Николай Александрович к тому времени уже окончил педучилище и отслужил три года в армии на Камчатке. И вот пришел в школу учителем музыки. «Нам всем он понравился - молодой, спортивный. Но никаких отношений не было. Мы начали встречаться, когда я окончила второй курс педучилища», - рассказывает Вера Михайловна. Ее брат дружил со своим будущим свояком, он хороший мастер по дереву и помогал в доме намостить полы. Было лето, и молодые пока приглядывались друг к другу, а осенью Николай Александрович пошел провожать девушку. С этого всё и началось. Второй раз проводил, третий - и через год они поженились.
Потянуло в школу
Вера Михайловна, говоря о решении стать педагогом, вспоминает свою первую учительницу. «В классе не было никого, кто бы ее не любил. Во-первых, молодая. 59-й год - что мы видели в это время в деревне? Ничего. А она была женой председателя колхоза. На ней крепдешиновое платье с цветочками, две косы заплетены корзиночкой. Она была строгой, а с другой стороны - доброй и понимающей. Хотелось на нее походить. Да и в крови это, наверно. Моя мама из Орловской области. В 1941 году она подала документы в педучилище, и - начинается война. И их сюда эвакуировали», - уточнила Зоя Михайловна.
Получается, что ее мама с детства мечтала стать учителем, и была очень рада, когда ее мечту воплотила дочь. Нравилась всегда работа и мужу Веры Михайловны. Она призналась, что сейчас иногда слышит от учителей: была бы возможность, ушел бы в другую профессию. В семье же Мешалкиных никогда такой мысли не было. «Наверно, это было на уровне подсознания, - вторит мысли матери Александр Николаевич, рассказывая о том, как он пришел в профессию, хотя сначала и не планировал. - Когда у тебя папа и мама. Потянуло». Детей он очень любит, всегда находит общий язык. Так что всё вернулось на круги своя.
Отучившись в этой школе, Мешалкин-младший получил водительские права, ушел в армию, служил в Германии - в западной группе войск. Вернулся оттуда через три года - в 93-м. «Были трудные 90-е годы, особо работы нигде не было, поэтому сначала пошел в совхоз, а затем поступил заочно в липецкий пединститут, в 2000 году окончил и вернулся сюда учителем истории и обществознания. А потом начался карьерный рост», — рассказал директор о своем профессиональном пути.
Узнав, что сын выбрал ту же стезю, родители наставлений не давали, они уже научили его своими делами, своими уроками, своим отношением к работе. «В школу всегда надо приходить подготовленным, особенно, морально - всё плохое оставлять, нести негатив на работу нельзя, надо всегда быть позитивным», - поделилась своим подходом к труду Вера Михайловна.
О чем вздыхает директор
«Мы здесь как одна семья, - поддерживает мать Александр Николаевич, говоря о своей школе. - Мы знаем друг друга долгие годы. Здесь работают учителя даже те, кто у меня учился, не говоря уже о Вере Михайловне». «Да, мы были не только учителями, но и в какой-то степени наставниками - привили любовь к своей профессии», - подтверждает Зоя Михайловна.
Всего в школе двенадцать учителей, более половины из них с высшей категорией. Школа участвует во всех конкурсах, походах, на хорошем счету в районе. Много спортивных достижений. Лет 15 - 20 назад постоянно побеждали на уровне области по волейболу, становились призерами по теннису. «А сейчас цифровизация, гаджеты, - вздыхает директор. - Раньше урок физкультуры или технологии это было счастье. А теперь дети даже в сельской местности отучились работать».
Директор понимает, что за инновационными технологиями будущее, но из-за тех же гаджетов дети разучились читать книги, они не воспринимают добрые советские мультфильмы.
У самого Александра Николаевича двое детей: сын учится в седьмом классе, а дочь окончила школу с золотой медалью. Она поступила в Липецкий политехнический университет на бюджет, а через два года параллельно - в Липецкий педагогический университет. «Зов предков и у нее сработал», - смеется Мешалкин. Оба вуза она окончила с красными дипломами, работает в Министерстве цифрового развития. Ее работа в Москве связана как раз с вопросами воздействия на детей Интернета и ограничения его негативных проявлений. Сейчас Валерия Александровна в декретном офисе - родила внука Семёна, ему всего два месяца.
Говоря о влиянии гаджетов на развитие ребенка, директор рассказал, что его дочь всегда любила читать книги и сейчас предпочитает бумажные экземпляры электронным. А с сыном, признался, насчет телефона и Интернета приходится бороться каждый день - всё-таки с мальчиками и девочками всё по-разному. Тем не менее, он в этом году единственный в классе прочитал весь список литературы, заданный на лето. Старшая сестра ему ставила условие: не прочитаешь столько-то глав - не получишь телефон. «Но мы всё равно уже от этого никуда не уйдем, - говорит Александр Николаевич о цифровизации. - Всё больше и больше перспективных профессий связано с IT-технологиями». Так что подростков, которые не представляют свою жизнь без Интернета, надо вести именно в этом направлении: чтобы бестолковое развлечение превратилось в осмысленную цель жизнь. И сыну объясняет, что для занятия IT-технологиями необходимо серьезное понимание определенных школьных предметов - так и развивается мотивация.
«Самое главное - должен быть четкий родительский контроль и взаимодействие родителей со школой», - убежден Александр Николаевич. Ведь как бывает: родители всю ответственность перекладывают на образовательные учреждения, а сами умывают руки.
Самое важное
Найти подход к каждому ученику в сельской школе проще, здесь все друг друга знают. В школе всё делают, чтобы дети были всесторонне развиты, максимальное внимание уделяют патриотическому воспитанию. На высшем уровне сейчас говорят, что надо возобновлять и трудовое воспитание. В школе Решетово-Дуброво не прекращали дежурства и уборку класса - вытереть доску, поднять стулья. Также проводят субботники, привлекают к уборке территории. «Однозначно сейчас всё меняется в лучшую сторону. В одно время мы потеряли связь родителей и детей со школой, а сейчас она наладилась», - радуются мои собеседники. Этому способствуют в том числе движения и организации «Орлята России», «Юнармецы», «Движение первых». При взаимодействии школы, семьи и детей проводятся конкурсы «А на-ка, парни», «А ну-ка, девушки». Волонтеры помогают ветеранам труда и ветеранам и труженикам тыла, не отказывают в помощи вскопать огород или принести воды пожилым людям, участвуют в экологических мероприятиях. Коллектив помогает СВО - плетут сети, делают блиндажные свечи, сушат овощи, сдают деньги.
На материально-техническое оснащение школы директор не жалуется. Он считает, что директор в маленькой сельской школе - это завхоз. «Надо что-то где-то достать, привезти. В большинстве технические вопросы решает директор. И ответственность за пожарную безопасность, за жизнь и здоровье детей ложится на директора. Сейчас в связи с современными событиями увеличивается и объем этой ответственности. Время такое», - говорит Александр Николаевич.
Вера Михайловна рассказала, что было сделано в их с мужем время (тогда школа была еще почти новая). «При муже поменяли полы. При мне - спортивный зал отремонтировали, котельную газовую построили, столовую построили. Я не хочу сказать, что это моя заслуга или заслуга мужа», - уточняет учительница, имея в виду, что всё зависело от райкома партии, который давал добро на необходимую модернизацию.
И Александр Николаевич рассказал об изменениях, которые произошли в школе при нем: «Антитеррористическое ограждение по периметру - у нас считается одним из лучших в районе. В позапрошлом году был проведен капитальный ремонт спортивного зала. Всё было отремонтировано: заменены полы, потолки, новое освещение, новое оборудование - хороший, современный зал. Открыты два кабинета «Точка роста» - химии и физики. Туда закуплено оборудование - и робототехника, и ноутбуки. В общем, дети занимаются с удовольствием. Полностью заменена пожарная сигнализация, установлена система оповещения. Опять же это не моя личная заслуга. Это заслуга и отдела образования, и администрации Краснинского района и Липецкой области», - берет пример скромности с матери Александр Николаевич.
Он объяснил, что современный алгоритм прост: когда запускается какая-то программа, есть финансирование, естественно, можно что-то получить для своего учреждения. Например, школа вступила в программу капремонта, запланированного на 2024-2025 год. На приведение образовательного учреждения в порядок как изнутри, так и снаружи, подготовлена смета расходов на двадцать с лишним миллионов рублей.
«Во всем участвуем, где только можем. Чтобы детям было комфортно учиться, а учителям - достойно и хорошо работать», - объясняет директор.
Юлия ПАЖИТНЫХ.
Фото автора.
30.11.2023, 141 просмотр.