Красота в простоте
Найти гончарную мастерскую в Задонске не составит труда, даже если вы впервые оказались в этом красивом старинном городке, который частенько именуют Русским Иерусалимом. Прямо через дорогу от центральных ворот Рождество-Богородицкого мужского монастыря, в глубине двора музейного комплекса «Городская дворянская усадьба «Дом Ульриха», располагается небольшое здание из красного кирпича – это и есть изба гончара, где можно познакомиться с возрожденным древним местным промыслом – юрьевской керамикой. Кстати, технология юрьевского гончарного промысла внесена в реестр нематериального культурного наследия Липецкой области.
В избу гончара я попала впервые и сразу обратила внимание на то, с каким тщанием здесь воссоздан быт семьи мастера позапрошлого столетия: есть настоящая русская печь с полатями, большой деревянный стол с длинными лавками, сундук, ухваты, ступа, чугунки, и даже керамический рукомойник, подвешенный к потолочной балке на веревках. Как и положено в домах у православного люда, в красном углу избы - божница с вышитыми рушниками, на стене полка с разнокалиберной глиняной посудой и пучки сушеных ароматных трав. Кстати, не обошлось и без приятного сюрприза. Заведующая отделом гончарного промысла многопрофильного центра культуры «Элегия», а по совместительству хозяйка избы гончара Галина Потаенкова, принаряженная в красочный народный костюм, специально к моему приезду растопила ту самую, настоящую русскую печь.
Весело потрескивают дрова, пламя в печи разгорается все ярче и ярче, даря умиротворяющее тепло и домашний уют. Разрумянившаяся от печного жара гостеприимная хозяйка приглашает за стол, где уже дымится в объемистых керамических чашках чай, а за горячим ароматным напитком и душевная беседа легче ладится.
- Почему керамика называется юрьевской? – сразу же реагирует на мой вопрос Галина Алексеевна. – Ответ прост: в двадцати пяти километрах от Задонска, на правом берегу Дона, раскинулось старинное село Юрьево. Когда-то оно было центром гончарного промысла Задонского уезда и славилось своими изделиями не только в губернском Воронеже, но и далеко за его пределами. Например, в 1902 году в Санкт-Петербурге на Всероссийской кустарно-промышленной выставке были широко представлены керамические изделия юрьевских гончаров.
Галина Потаенкова рассказала, что точное время возникновения гончарного промысла в селе Юрьево неизвестно, но его расцвет пришелся на XVIII- XIX века. О чем свидетельствуют архивные данные, воспоминания старожилов, сохранившиеся горны для обжига керамики и многочисленные фрагменты глиняной посуды и игрушек, обнаруженные во время раскопок на улице Плант, где в свое время жили семьи гончаров. Согласно архивным сведениям за 1902 год в Задонском уезде насчитывалось 87 гончарных мастерских, где работали 319 человек. Промысел в селе просуществовал до середины шестидесятых годов прошлого столетия, когда постепенно из жизни стали уходить потомственные мастера.
Возрождение юрьевского промысла началось в девяностых годах прошлого века благодаря инициативе задонского гончара Александра Алехина. Александр Васильевич первым приступил к раскопкам в селе Юрьево. Ему удалось отыскать и восстановить более 50 видов посуды и предметов быта, среди которых кувшины, махотки, корчажки, светильники, плошки, квашни, тазы, рукомойники, рыболовные грузила и даже курительные трубки, а также огромное количество глиняных игрушек.
Примечательно, что наиболее распространенным орнаментом при декорировании юрьевской посуды были волнистые и прямые линии. Волнистые линии символизировали воды реки Дон, на которой стояло село, а прямые линии – речной берег, землю.
- Когда вы шли к нам в избу, наверняка заметили реконструкцию гончарного горна, - уточняет собеседница. – В таких больших горнах раньше обжигали керамику: вниз закладывали дрова, а сверху – готовые изделия. И если гончарный круг мастера всегда находился в жилой избе, то горн для обжига располагался в конце огорода или на берегу реки. Часто горном пользовались по очереди сразу несколько сельских гончаров. Обжиг своих глиняных изделий мастера начинали утром, чтобы вечером по цвету пламени лучше было видно, насколько они нагрелись. Не обходилось в работе и без брака, который нужно было куда- то девать. Вот и рыли гончары неподалеку от горна отвальную яму, куда выбрасывали бракованные изделия. Благодаря этому производственному браку – черепкам посуды и игрушек, найденным при раскопках, наш мастер Александр Алехин и воссоздал образцы юрьевской керамики.
Рассказала Галина Потаенкова и о том, что все гости гончарной мастерской могут в свое удовольствие посидеть у русской печки, любуясь огнем и попивая горячий чай, заваренный на ароматных травах (правда, визит нужно согласовать заранее). Кстати, раньше посетителей избы гончара угощали и фирменными блюдами, приготовленными в печи по рецептам самой Галины Алексеевны: сливочной пшенной кашей с тыквой и ароматной карамельной корочкой, а еще юрьевской ароматной картошкой с травами. Но коронавирус спутал все карты хозяев, и теперь фирменными блюдами здесь гостей не потчуют. Исключение сделали лишь раз, в августе нынешнего года, когда в избу гончара пожаловала столичная съемочная группа телевизионной программы «Повара на колесах». «Галина с кашей очаровала всех абсолютно, особенно поваров» – такой отзыв получила хозяйка от съемочной группы программы «Повара на колесах». Похвала особо ценна тем, что выразили ее именитые шеф-повара Андрей Шмаков и Мирко Дзаго, работающие в лучших ресторанах Москвы.
- Рецепт этой каши многие просят у меня до сих пор, только особого секрета в нем нет, - признается Галина Алексеевна. – Все дело в том, что блюдо готовится в чугунке в русской печке, а на обычной газовой плите ничего подобного никогда не получится.
Собеседница также рассказала, что гости могут посетить мастер-класс по изготовлению юрьевской глиняной игрушки, научиться работать на гончарном круге, а также стать участниками интерактивной программы «В гостях у юрьевского гончара».
Довелось и мне познакомиться с одним из местных гончаров – Тихоном Карловым. Обстановка в мастерской - словно попала в стародавние времена: крутится гончарный круг, а за ним сидит сосредоточенный мастер. Руки гончара в мокрой глине, взгляд его задумчив, солнечный свет проникает в окно – подобную картину, вероятно, можно было наблюдать и сто, и двести лет тому назад. И вот под тихую песню гончарного круга, прямо у вас на глазах, из куска обычной глины в умелых руках мастера рождается изящный кувшин.
- Поговорить? – улыбается Тихон Иванович. – Можно и поговорить, зря я, что ли, вышитую рубаху надел (смеется). Собственно, работа на гончарном круге неизменно начинается с комка сырой глины, а далее все зависит от того, какое изделие задумано, да от рук самого гончара. Готовое изделие гончары обязательно обжигают, но прежде его нужно хорошенько просушить.
Рассказал Тихон Карлов и о видах обработки керамических изделий, заметив, что свинцовая глазурь яркая и красивая, но для предметов, контактирующих с пищей, она нежелательна и даже вредна. Наиболее популярный способ, который используют в задонской гончарной мастерской – это молочение. Рецепт его прост: готовое изделие сначала погружают в молоко, а затем обжигают в печи при температуре 300-350 градусов. Благодаря молочению предметы приобретают красивые цвета: от светло-коричневого до темно-шоколадного – результат зависит от температуры и длительности обжига, а еще изделия становятся более гладкими и приятными на ощупь. Помимо прочего, молочение придает керамике водоотталкивающие свойства.
Ну и напоследок я посетила находящуюся в соседней комнате выставку «Юрьевская керамика – утерянная и возрожденная». Экскурсоводом здесь выступила методист по традиционной народной культуре МЦК «Элегия», мастер по изготовлению юрьевской глиняной игрушки Елизавета Касате.
- Выставка у нас постоянная, в этих витринах представлены результаты многолетних раскопок, - поясняет Елизавета. – Когда мы начинаем экскурсию, сразу обращаем внимание посетителей на то, что предметы разных цветов: серые и коричневые. Почему? Серые изделия – это то, что нашли в земле во время раскопок, а коричневые – современные предметы, которые воссоздал мастер. Вот, например, эти серые черепки – кусочки посуды, по мнению специалистов, пролежали в земле более двухсот лет. Как видите, есть здесь кувшины, тазы, светильники и прочая домашняя утварь. А некоторые изделия для наших посетителей – настоящая загадка, и они затрудняются определить их назначение. Давайте посмотрим вот на этот предмет (собеседница берет с полки небольшой глиняный горшочек с одной ручкой), который имеет ласковое название – махоточка. Для чего же нужен был такой горшочек? Раньше люди строго соблюдали пост, причем независимо от возраста, но бывали исключения: для совсем маленьких детишек, когда они захворают. И вот в таких исключительных случаях малышу варили кашку на молоке в этой самой махоточке – ему одному, а остальные члены семьи продолжали поститься.
И таких изделий-загадок на выставке множество. Меня, например, весьма озадачил большой горшок с двумя ручками и одним носиком. Начала гадать: котелок, чайник, умывальник? После нескольких подсказок собеседницы мне удалось-таки догадаться о назначении старинной утвари: оказалось, что это подойник. А носик у горшка – это слив, через который крестьянке было удобно разливать молоко по корчажкам и отделять сливки с отстоявшегося молока.
- Среди находок в селе Юрьево огромное количество глиняных игрушек: свистульки в виде птиц и фигурок животных, погремушки, дудочки, - подводит меня к очередной витрине Елизавета. – Найденные в отвальной яме игрушки-свистульки пролежали там более ста лет, но не потеряли своего изумительного голоса. Попробуем? (Свистит). Красиво, правда? Даже настроение поднимается – это же не просто свистящие звуки, а настоящая мелодия, дошедшая до нас через поколения. Визитной же карточкой юрьевской глиняной игрушки является свистулька-конь. Ее отличительная особенность – длинная лебединая шея, подобной больше нет ни в одной игрушке. В этом образе прослеживается необычайная динамика: кажется, что конь вот-вот оживет и пустится вскачь. Многие гости спрашивают: почему ваши игрушки не расписаны, как романовские или дымковские? Дело в том, что керамику расписывают только после обжига, а наши предметы находили в отвальной яме, куда гончары скидывали брак после обжига. Никто же не будет украшать бракованные изделия. И спустя столетия мы просто не имеем права придумывать узоры самостоятельно. Аналогов юрьевской глиняной игрушки нет нигде в мире. Так же, как и юрьевскую керамическую посуду, ее отличает лаконичность исполнения, но в этой простоте и есть красота.
Галина КОЛЕСНИЧЕНКО.
Фото автора.
20.12.2022, 1491 просмотр.