Кукольная история
Переступив порог комнаты русской старины в досуговом центре села Стрелецкие Хутора Усманского района, словно попадаешь на сто, а то и более лет назад. Тут тебе и древние прялки, и чугунные утюги, и старинное зеркало в солидной деревянной раме, и украшенные дивной вышивкой рушники да подушки, и кружевные подзоры на кровати, и пузатая бутыль зеленого стекла, домотканые коврики, патефон с коллекцией пластинок, резные оконные наличники, гармошки с балалайками… Да чего здесь только нет! Есть даже женский венчальный костюм, датированный 1914 годом, сшитый из алого атласа и отделанный белым кружевом.
- Посмотрите, какая тонкая работа, все вручную сделано, швейные машинки в то время в селах еще редкостью были, - завернув подол свадебного наряда, надетого на манекен, демонстрирует мне искусство старинных мастериц художественный руководитель досугового центра Елена Пешкова. – А вот этот самовар мы реально спасли от неминуемой гибели. Прежние владельцы хотели сдать его в металлолом, но мы самоварчик у них выкупили за тысячу рублей. Его нужно немного отреставрировать – кран отвалился, найти бы умельца, который сможет припаять эту деталь к самовару.
Большой и явно старинный самовар, красующийся на полке среди своих разнокалиберных соплеменников, действительно достоин внимания. На его потемневшем от времени «теле» мне удается рассмотреть медали и фамилию – Баташевы. Оказывается, самоварчик-то знаменитый, родом аж из самой Тулы, ставшей к середине девятнадцатого столетия настоящей «самоварной столицей» Российской империи. А братья Баташевы, владеющие тульской самоварной фабрикой, доставшейся им в наследство от отца, считались до революции «самоварными королями» России. Кстати, самовары с клеймом фабрики Баташевых и по сей день являются эталоном качества и высоко ценятся.
НАМ НУЖНА КРУПЕНИЧКА!
Но в село Стрелецкие Хутора меня привела отнюдь не страсть к самоварам, хотя, признаюсь, старинные вещи никогда не оставляли меня равнодушной. В Усманский район я отправилась в гости к Елене Пешковой, занимающейся изготовлением народных кукол. В досуговом центре их уже имеется целая коллекция, причем, как это было принято во времена наших предков, каждая кукла приурочена к определенному празднику и наряжена в соответствии со всеми обычаями и традициями. Например, кукла в зеленом наряде и с венком – для Троицы, кукла в алом костюме и с большим вязаным желтым блином, символизирующим солнце, – для Масленицы, кукла Коза (символ плодородия) с колокольчиком – для колядок на Рождество.
- Вы, наверное, знаете, что куклы у наших предков были разного назначения: обрядовые, обереги и игровые, - улыбается собеседница, раскладывая передо мной небольшие фигурки в пестрых нарядах. – Вот это обрядовые куклы: Симеон Столпник – он провожает лето, кукла Сорока – призывает поскорее прилететь первых весенних птиц, кукла Десятиручка – дарит своей хозяйке повышенную работоспособность. Или вот обереги: кукла Крупеничка притягивает достаток в дом, ее набивают гречкой или любой другой крупой; кукла Травница служит для обеспечения приятного аромата в доме. Для ее изготовления нужна ткань и сушеные травы: мята, чабрец, душица… Травы мы сами собираем и сушим, с ними и чай завариваем.
ЖИЛИ – НЕ ТУЖИЛИ
- С древних времен при изготовлении кукол мастерицы вкладывали в свои творения добрые помыслы и пожелания. Эти навыки неизменно передавались из поколения в поколение, благодаря чему старинное русское ремесло дошло и до наших дней. Вот и мы жили себе – не тужили, а теперь в куклы играем (смеется).
По признанию Елены Анатольевны, рукоделием она увлеклась еще с детских лет под влиянием бабушки, которая жила в соседнем селе – Никольском, откуда, кстати, родом и родители самой Елены. Поженившись, молодые люди уехали в Казахстан, где у них и родились двое детей, а затем вернулись на родину, обосновавшись в Стрелецких Хуторах, поближе к Усмани.
- В Стрелецкие Хутора меня привезли еще маленькой, здесь же я в школу пошла, - вспоминает собеседница. – Моя бабушка Александра Ермолаевна жила в селе Никольском, у нее был дом, крытый соломой, со всеми атрибутами деревенской избы: настоящей русской печью, на которой я любила спать, лавками, чугунками и прочей старинной утварью – сейчас там можно было бы музей устроить. Бабушка рукодельная была: вязала, пряжу пряла, шила, вышивала, а какие блинчики в печке на огромной сковородке пекла! И сама она ходила в домотканой рубахе и понёве, сейчас таких бабушек уже нигде не встретишь. Она и традиции все соблюдала. Я, например, недавно узнала, что раньше в Никольском вместо новогодней елки люди наряжали растение, которое называется кохия. Оно прежде у каждого двора росло, и из него в деревнях делали веники. Так вот эту кохию ставили в валенок и всячески украшали, а еще в Никольском на Троицу из веток плели киту и ходили с ней на праздничное гулянье.
КАЖДОЙ ДЕВКЕ – ПО КИТУ
Что еще за диковинна такая? Оказывается, техника изготовления этой самой «киты» на Троицу в селе Никольском Уманского района внесена в реестр нематериального культурного наследия Липецкой области.
В первый день Троицы в Никольском плели киты (еще их называли – титы) из веток ивы. Как мне рассказала уроженка села Никольского Нина Васильевна Мешкова (женщине восемьдесят четыре года и ныне она живет у своей дочери в селе Стрелецкие Хутора), киту делали из веток ивы, которые тонко нарезались, чтобы при работе не ломались. Обычно брали четыре, восемь или двенадцать прутиков и из них плели косу, а затем на ее концах с двух сторон завязывали ленты.
О первоначальном предназначении киты даже старожилы Никольского уже не помнят, но традиция гулять с ними на Троицу сохранялась до середины восьмидесятых годов прошлого столетия. В праздничный день сельские девушки и парни собирались на совместную трапезу – этот обычай назывался «кумиться». После застолья они шли с китами, похлестывая друг друга и приговаривая: «Тита хлест, бей до слез». До нынешних времен старинная традиция плести киты не дожила – угасла, как говорится, осталась в прошлом.
В отличие от угасшей народной традиции, детское увлечение рукоделием у Елены Пешковой получило продолжение: обучаясь в педагогическом училище, она всерьез заинтересовалась созданием игрушек. Полученные навыки и умения пригодились Елене Анатольевне и позже, когда она начала работать в детском саду. А в Доме культуры, куда Елена Пешкова устроилась шестнадцать лет назад, ее хобби превратилось в любимую работу.
Теперь Елена Анатольевна не только собственноручно создает народные куклы и игрушки, но и с удовольствием делится секретами мастерства с девчонками и мальчишками, которые с увлечением делают из лоскутков забавных кукол.
- Дети любят то, что мастерится быстро, чтобы можно было сразу и поиграть, - с улыбкой посвящает меня в секреты работы собеседница. – Поэтому мы с ними в основном делаем простейшие мотанки: птичек, зайчиков, человечков. Мотанки – это куклы, которые создаются перематыванием-перекручиванием кусочков разноцветных тканей нитками, без применения иголки. А если все же и шьем кукол, то в них используется не больше двух-трех швов. Все свои поделки дети, как правило, забирают домой. Наверное, хотят похвастаться достижениями перед родителями.
Замечаю в углу музея настоящую детскую люльку, сплетенную из лозы, а в ней лежит… крепко-накрепко спеленатый младенец, естественно – кукла, изготовленная практически в натуральную величину.
- А это наша девочка Глаша в настоящем старинном свивальнике, - поясняет Елена Пешкова, осторожно, словно живого, доставая «младенца» из люльки. – Широкие и длинные полосы свивальника укладывали по телу ребенка рядами один поверх другого, причем пеленали очень туго и завязывали при помощи пришитых к его концам тесемочек. Когда мы нашим ребятишкам показываем, как в старину холстинкой свивали детей, они очень удивляются, замечая, что «это было весьма жестокое обращение с малышами».
К слову сказать, люлька старинная – в разных местностях у них названия отличаются: люлька, зыбка, колыбель. Внутри и матрасик, соломой набитый, постелен – все, как раньше было. А вот еще матерчатый полог, он тоже старинный – таким наши бабушки накрывали колыбель, чтобы ребенку было тепло и свет не мешал спать. Видите, даже крючок старый остался на конце веревки, мы еще не успели люльку после ремонта к потолку подвесить.
НАЧАЛО ПОЛОЖЕНО
Еще Елена Анатольевна поделилась со мной заветной мечтой – она хочет создать коллекцию кукол, облаченных в наряды всех губерний, которые в стародавние времена располагались на территории, входящей ныне в Центральный федеральный округ. И начало коллекции кукол в старинных одеяниях уже положено: первой, конечно же, стала липецкая романушка, вторую барышню нарядили в воронежский костюм. Более года над ними сообща трудились все работники Дома культуры Стрелецких Хуторов.
Непосредственно созданием старинных костюмов, в которые нарядили больших магазинных кукол, занималась сама Елена Пешкова. Коллеги помогали кто чем мог: договаривались с музеями и архивами, чтобы получить фотографии и описания костюмов, покупали необходимые ткани, кружева и фурнитуру. Например, для воссоздания воронежского костюма понадобился небеленый лен и черное кружево, зато и результат того стоил – кукла в старинном наряде получилась на загляденье. Залюбовалась я и нашей землячкой романушкой – яркая, нарядная, с обилием рюшей и лент. Не зря же в старину, завидев на улице романовских женщин в красочных одеждах, народ говорил: «Романушки идут – вся улица цвететь!»
- Создание исторически достоверных костюмов – дело сложное и весьма кропотливое, - замечает Елена Анатольевна. – Следующие на очереди – куклы в нарядах жительниц Тамбовской, Курской и Рязанской губерний. Думаю, даст Бог, осилим.
Галина КОЛЕСНИЧЕНКО.
Фото автора.
12.01.2023, 1796 просмотров.