Мед, «плюшки» и «стригушки»
Красивые, яркие, очаровательные и забавные куклы получаются у мастерицы-кукольницы Валентины Прошиной, проживающей в небольшом селе Пластинки Усманского района. Созданные мастером в народном стиле и наряженные в старинные костюмы, которые носили люди в наших краях и соседних губерниях, эти куклы словно впитали красоту родной земли, ее тепло и свет.
Вообще-то Валентина Николаевна работает библиотекарем в местном досуговом центре, а созданием кукол она увлеклась лет десять назад. Да так серьезно увлеклась, что своим творчеством «заразила» и местных ребятишек, начавших под руководством Валентины Прошиной заниматься рукоделием в творческой мастерской «Лада».
- Для своих кукол я шью наряды яркие и броские, цветовую гамму выбираю вдумчиво и тщательно, чтобы заинтересовать детей, привлечь их внимание, - улыбается Валентина Николаевна, подводя меня к стеллажу, где красуются куклы в разнообразных народных костюмах. – Во время занятий нашей творческой мастерской обязательно рассказываю ребятам о традициях, обычаях и культуре русского народного костюма. Я и сама в детстве с большим интересом слушала рассказы своей бабушки о том, как жили люди в старину, как гуляли на праздники, как одевались.
Бабушка Валентины Николаевны была известной в Пластинках портнихой – шила односельчанкам юбки и блузки. Но особым спросом у местных модниц в то время пользовались черные плюшевые жакеты, в народе именуемые «плюшками». И шились они не так, как популярная ныне одежда в стиле «оверсайз», полностью скрывающая женские прелести. Нет, плюшевые жакетки были приталенные, садились точно по фигуре. А к такой «плюшке», представьте себе, еще яркий в цветах платок и пышную складчатую юбку – и идет-плывет по селу модница, словно барыня.
- Плюшевые жакеты у нас в Пластинках были праздничной одеждой, - поясняет собеседница, демонстрируя мне «плюшку», сшитую ее бабушкой и хранящуюся ныне в музее народного быта. – Бабуля мне рассказывала, что в церковь обязательно надевали самое лучшее, самое новое, самое красивое и нарядное. Наверное, благодаря рассказам бабушки мне всегда нравилось все народное, исконно русское. Вот и стала я для себя шить стилизованную женскую одежду, которую надеваю на местные праздники, фестивали и выставки. Видите, и для вас специально принарядилась (улыбается), все, что на мне надето, сшито собственными руками.
Полюбовавшись на красочный наряд моей собеседницы, переключаю внимание на не менее нарядных кукол, созданных ее руками. Есть на полках солидные «дамы» в повседневных и праздничных костюмах Тамбовской, Тульской, Рязанской и Воронежской губерний, есть и куклы в одеяниях родных для мастерицы Пластинок. На некоторых модницах можно увидеть подлинные аксессуары здешних мест – платок или старинное украшение, которые Валентина Прошина нашла в бабушкиных сундуках.
Из рассказов Валентины Николаевны я узнала немало любопытных фактов, касающихся старинной женской одежды. Например, что в нарядах жителей Воронежской губернии преобладали яркие сочетания красного и черного цветов. Первый, естественно, символизировал радость, солнце и жизнь, а второй – плодородие и чернозем. Кстати, воронежцы могли использовать черный цвет даже в свадебных костюмах.
К моему удивлению оказалось, что большие нарядные куклы, созданные умелыми руками Валентины Прошиной, в своем основании имеют… обычные деревянные пеньки. Я не шучу: под нарядными юбками-блузками, лентами-кружевами у кукол не мягкие «тела», набитые ватой, а прочные деревянные чурбачки. Это, можно сказать, изобретение самой мастерицы.
- Думала-думала, что же взять за основу, решение, как это часто и бывает, пришло неожиданно: тело-то можно сделать из деревяшки, а проще говоря, из пенька, - делится секретами мастерства Валентина Николаевна. – Тут опять-таки вспомнились рассказы бабушки о том, что раньше игрушки для детей делали из подручных материалов – ненужных лоскутков да тряпочек. А когда намеревались сделать куклу большего размера, то за основу брали деревянный брусок для устойчивости. Народная мудрость и здесь меня не подвела! Но при изготовлении голов и рук моих кукол я уже использовала современные материалы. Нет, это не папье-маше (заметив мой интерес, собеседница тут же начала объяснять тонкости рукоделия – Г.К.), а паперклей – самозатвердевающая полимерная глина на основе волокон целлюлозы, из-за состава и структуры ее еще называют «бумажной глиной». Когда изделие высыхает, а сохнет паперклей при комнатной температуре, я покрываю голову куклы акриловым лаком и расписываю красками. Затем шью для своих кукол костюмы – придумываю и воплощаю в жизнь. Но основываюсь, конечно же, на рассказах бабушки, а также на исторических материалах: картинах и фотографиях костюмов, которые носили наши предки. Благо тружусь в библиотеке, и недостатка в специальной литературе у меня нет.
Работать с полимерной глиной Валентину Николаевну научила дочь – архитектор по профессии. Она же преподала матери основы скульптурного мастерства: объяснила, что такое пропорции человеческого тела и прочие премудрости, необходимые при изготовлении кукол. Собственно, и куклами моя собеседница занялась по совету своей дочери, когда по семейным обстоятельствам временно осталась без работы и нужно было чем-то отвлечься. Несмотря на то что работать с подобными материалами тогда ей пришлось впервые, Валентина Прошина быстро освоила науку, и процесс создания кукол увлек ее необычайно.
- А вот такое чудо вы наверняка никогда не видели, - собеседница сняла с полки очередную куклу в яркой одежке, выполненную из соломы. – Это необычная кукла, называется «стригушка». Что в ней необычного? Кукла умеет плясать! Не верите, сейчас покажу, нужен только стол с ровной поверхностью.
Валентина Николаевна рассказала, что куклу-стригушку, как правило, делали родители детям в поле, когда брали их с собой на работу, чтобы дитятко не голосило и не мешало отцу с матерью трудиться. Или же старшие братья-сестры изготавливали куклу младшим, когда родители оставляли малышню дома на попечение взрослых отпрысков. Создавали игрушку из сухой травы, сена или соломы. Обряжали стригушку в цветные сарафанчики, а на голову повязывали платок. Любопытно, что низ у куклы не заплетается, а наоборот – распускается, и в итоге получается подобие соломенной юбочки, которая ровненько подстригается, чтобы игрушка могла стоять на какой-либо горизонтальной поверхности.
- Стригушку ставят на гладкую поверхность и стучат рядом с ней кулаками или ладонями, - продолжает рассказ Валентина Прошина. – От вибрации игрушка тут же пускается в пляс, крутится и вертится, что доставляет необыкновенное удовольствие детям, особенно малышам. Сейчас вы все сами увидите.
Выходим с собеседницей из библиотеки в фойе, где находится большой теннисный стол. Валентина Николаевна ставит на него двух нарядных «стригушек» и, посетовав, что нет рядом гармониста, который обычно аккомпанирует действу, включает веселую музыку, а затем принимается ритмично похлопывать обеими руками по столешнице, и… я просто глазам своим не верю! Действительно, как и обещала собеседница, куклы начинают весело приплясывать на гладкой поверхности стола – чем быстрее удары ладоней мастерицы, тем веселее отплясывают стригушки.
- Вот такие у нас забавы, - смеется Валентина Николаевна. – Сколько времени у меня уходит на создание одной куклы? Ну, это по-разному… Все зависит от ее размера и сложности костюма. Сама кукла – два-три дня и готова, а с костюмом дольше приходится возиться, на его создание и уходит большая часть времени. Для меня делать кукол – большое удовольствие, ведь, занимаясь творчеством, забываешь обо всех житейских проблемах, а когда еще и получается так, как было задумано, то приходишь в умиротворенное состояние. Да что я вас все байками кормлю, пойдемте чай пить с медом с собственной пасеки.
Оказывается, Валентина Прошина – еще и потомственный пчеловод. Пасеку держали ее дед, затем отец, а теперь семейное сладкое дело перешло в руки Валентины Николаевны.
- Мне лет десять было, когда папа начал брать меня с собой на пасеку, - вспоминает собеседница. – Открывал улей и строго говорил: «Смотри и рассказывай, что видишь?» А я, как в известной поговорке, смотрю в книгу – вижу фигу! (Смеется). Да и мед нам в детстве: что он был, что нет. Бывало, у мамы денег на конфеты просим, а она в ответ: «Ешьте мед!» Но нам тогда конфет хотелось… Конечно, со временем я начала потихоньку в тонкостях пчеловодства разбираться. А уж когда отец ушел из жизни – пасекой стали мы с мужем заниматься. Дело это непростое: если всерьез поработаешь, то и результат будет, а если на авось понадеешься, то никакого меда и не жди.
- А вам Валентина Николаевна рассказала, что она все выставки в нашем центре оформляет и ни один праздник без нее не обходится, - вступила в разговор директор досугового центра Галина Николаевна Строкова. – Нет? Да разве ж она сама скажет! Валентина и в нашем хоре поет и множество дипломов, грамот и призов имеет за участие в различных конкурсах и фестивалях. Ее работы в 2012 году принимали участие в международной выставке в Англии, где в Европейском банке реконструкции и развития в Лондоне состоялась презентация экономического и инвестиционного потенциала Липецкой области. Больше скажу: в прошлом году Валентина Прошина была награждена медалью «За заслуги перед Усманским районом». Она у нас человек не только творческий, но еще добросовестный и очень ответственный.
Галина КОЛЕСНИЧЕНКО.
Фото автора.
11.11.2022, 357 просмотров.