Паня из Панино
Вышитая разноцветными нитками белая льняная рубаха, темно-синяя домотканая понева, нарядный фартук, затейливо украшенный вышивкой, атласными лентами и изящным кружевом, узорчатый головной платок c кистями – в таком наряде встретила меня Прасковья Корабельникова, жительница села Панино Добровского района.
«Паня из Панино» – так ее объявляют во время концертов фольклорного ансамбля «Горница», так о ней с любовью говорят односельчане, да и сама Прасковья Николаевна именно так представляется при знакомстве. У нее и частушка подходящая на сей случай имеется: «Ах, в Панине у нас хорошая погода! Меня Панею зовут с сорок второго года!» Частушечница, плясунья, создатель народных костюмов, автор двух сборников стихов и частушек, словом, живая достопримечательность села.
- А вот гляди, под понёвой еще и нижняя юбка имеется, - чуть приподняв подол складчатой юбки, жестом заправской манекенщицы демонстрирует мне Прасковья Николаевна белоснежную, отделанную ручным кружевом юбку из тончайшего полотна. – Весь этот костюм я создала своими руками: шила, вышивала, даже кружева крючком вязала.
Кстати, понёву и рубаху Паня сшила из отрезов, сохранившихся в семейном сундуке. Ее мать собственноручно ткала холсты, да и лен она выращивала на своем подворье. Прасковья до сих пор помнит, как, будучи еще девчонкой, выбегала на улицу, а там «все синее от цветов льна – целое лазоревое море, колышимое порывами ветра».
Концертные русские народные костюмы Прасковья Корабельникова шьет не только себе, но и всему фольклорному ансамблю «Горница» - коллективу известному и ценимому любителями русского народного творчества даже за пределами Липецкой области. За основу берет старинные одеяния с их неповторимым колоритом, которые, к счастью, еще сохранились в музеях и сундуках некоторых ревнительниц старины.
- Ни один районный праздник без выступления нашей «Горницы» не обходится, нас и по телевизору показывали, и в соседних областях мы призовые места на конкурсах занимали, - с гордостью перечисляет заслуги коллектива Прасковья Николаевна. – Не подумай, что хвастаюсь, просто в любой ситуации надо радоваться жизни, надеяться на лучшее, не унывать и благодарить Бога за каждый прожитый день.
ЖДАЛА И ВЕРИЛА
Хотя жизнь Пани легкой никак не назовешь: ее поколение именуют отзывающимися болью в душе словами – дети войны. Отца своего Прасковья никогда не видела: Николай Павлович ушел на фронт, оставив дома беременную жену Марию Сергеевну и маленького сына Ивана. Назад он уже никогда не вернулся – погиб, так и не узнав, что в июне 1942 года у него родилась дочь Прасковья.
- Мама ходила в храм, молила Бога, чтобы наш отец вернулся с войны живым, хотя уже и получила на него похоронку, - с горечью произносит собеседница. – Она на всю жизнь так и осталась солдатской вдовой, ни на один день не сомневавшейся, что ее муж вернется. Ждала и твердила: «Он жив». И эта вера помогла ей поставить на ноги меня и старшего брата. Мама даже совместную фотографию с отцом сделала, хотя такой никогда не было, не успели они сняться вместе. В фотоателье из двух разных фотокарточек, где они запечатлены порознь, создали одну, так они вновь воссоединились – Мария Сергеевна и Николай Павлович Синюковы – и остались вместе навсегда. Эта фотография у меня дома на стене висит.
Прасковья Николаевна никогда не забудет, как семья, оставшаяся без отца, голодала, как тяжело было ее матери одной, как она выбивалась из последних сил, чтобы накормить детей. Паня и сама не любит бездельников, жалующихся на жизнь и обстоятельства. Прасковья Корабельникова с юных лет привыкла трудиться, а в сельском магазине проработала тридцать восемь лет (на одном месте!), имеет немало благодарностей и наград.
- Когда меня назначили продавцом нашего хлебного магазина, люди стали ходить ко мне не только за буханками и баранками, - улыбается собеседница. – Приходили полюбоваться цветами, которые стояли на подоконниках и висели на стенах, – вырастила я их собственными руками. В магазине всегда было уютно, пахло свежим хлебом и цветами. Доярки, бывало, идут с фермы и заглянут в магазин. А я всегда на рабочем месте в белом накрахмаленном халатике и шапочке. Они шутят: «Ты тут такая красивая и чистенькая, а мы в сапожищах да телогрейках». И хохочут. Да… (задумывается), хороший был магазин, красивый и начальство меня уважало. Конечно, зарплата была небольшая, но я никогда никому не завидовала, ведь платили всем по труду.
Прасковья Николаевна рано осталась вдовой с тремя детьми на руках, но справилась – вырастила, воспитала. Впоследствии один из сыновей погиб, когда ему не было и тридцати… Потерь в ее жизни было предостаточно: похоронила мужа, маму, тетю, сына… Несмотря на то что жизнь Прасковью не баловала, рук она никогда не опускала. Говорит, что силы черпает в творчестве: создании костюмов, музыке, стихах, песнях и частушках.
С УДОВОЛЬСТВИЕМ СПОЮ!
- Когда мне трудно, беру в руки гармонь, - признается Паня. – Песня мне жить помогает, и в горе и в радости сопровождает. Играю и пою частушки, которые сама и сочиняю. О чем? О нашем районе и людях, его населяющих, о России, о том, что происходит на земле. Недавно о Донбассе частушки сочинила. Спеть? С удовольствием!
Взяв в руки гармонь, Прасковья Николаевна лихо растянула мехи и задорно выдала искрометные куплеты:
За свою страну родную
Грудью встанем как один!
Будь уверена, Россия:
Всех врагов мы победим!
Бьем нацистов в хвост и в гриву
Пулеметом с пушкою.
Меж боями в перерыве
Озорной частушкою!
От Донбасса до Москвы
Дороженька узкая.
Сколько Байден не храбрись,
А победа русская!
Мы беседуем с Прасковьей Николаевной, поджидая остальных участниц ансамбля «Горница», в библиотеке сельского Дома культуры, в которой располагается и музей старинного быта. Чего здесь только нет: и плетенная из лозы люлька для младенца, и тяжеленный угольный утюг, и деревянная ступа огромных размеров, и различные чугунки, и вышитые полотенца, и, конечно же, красочные народные костюмы, большинство из которых созданы руками самой Прасковьи Корабельниковой. Кстати, она тут же поделилась со мной некоторыми секретами: оказывается, на понёву – плиссированную юбку – требуется двенадцать полотен. Собранную складками и намоченную ткань мастерицы сворачивали в трубочку и подвешивали в сарае для просушки, а в качестве груза использовали… обычный металлический лом.
И ЖЕНИХ НА БЕЛОМ КОНЕ
- Я рукодельная с детства была, лет в десять начала «крестиком» вышивать, - вспоминает собеседница. – Даже приданое сама себе собирала: для каждой подруги вышила полотенце-утирку, чтобы на свадьбе на плечи накинули и к дому жениха принесли, а гости бы посмотрели и оценили, богатая ли невеста.
А еще невесте полагалось иметь хотя бы пяток ситцевых платьев. Пришлось юной Прасковье ехать вместе с теткой на торфяные работы – зарабатывать себе на приданое. Труд был очень тяжелый, зато домой Паня вернулась с целым чемоданом разной мануфактуры. На такую «состоятельную» невесту вскоре и завидный жених нашелся в соседнем селе Горицы. Был он богатый – большой дом с садом, хозяйство, да и сам мастеровой, но девушка его не любила.
- Замуж меня рано выдали, в шестнадцать лет, а жениху уже тридцать годков на тот момент стукнуло, - со вздохом вспоминает Прасковья Николаевна. – Приехали к нам свататься, как в старину, жених прибыл на белом коне с бубенцами. А я на печь залезла и знай, одно твержу: «Не пойду за него, не нужен он мне». Еле-еле уговорили с печки слезть и самой жениху отказать. Захожу в комнату, а он на гармошке играет – я тут же в пляс пустилась, песни запела и… согласилась выйти за него замуж. Не смогла я никак перед гармонью устоять! (Смеется).
Вот так рояльная гармоника растопила девичье сердце. Муж и Прасковью по ее просьбе научил на гармошке играть, с тех самых пор она с инструментом не расстается. Кстати, старинная роялка, бережно хранимая частушечницей, – та самая, с которой жених приходил к ней свататься.
Пока мы беседовали с Прасковьей Николаевной, подошли и остальные участницы фольклорного ансамбля «Горница», все в красочных народных костюмах, сшитых лично Паней, – специально нарядились, чтобы спеть перед липецкой гостьей во всей красе.
Во время разговора выяснилось, что впервые они собрались в сельском клубе более четверти века тому назад: вспоминали детство, прошедшее под звуки гармошек и балалаек, разучивали песни и частушки, которые пели их мамы и бабушки, слушали рассказы Пани Корабельниковой, сохранившей в памяти огромное количество местного фольклора. Творческую атмосферу создавали старинная утварь и вышитые бабушками-прабабушками полотенца, словно сидели певуньи в уютной горнице, где по-домашнему уютно и душевно. И когда коллектив сложился, песни зазвучали как надо, то настало время поделиться творчеством со зрителями – выступать на сцене. Так и родился фольклорный ансамбль под названием «Горница».
- Прасковья Николаевна – она главная у нас, заводила и вдохновительница, - присоединяется к разговору директор Дома культуры, а по совместительству и артистка ансамбля «Горница» Наталия Кудинова. – Спеть, сплясать, стих или частушку сочинить, костюмы сшить, дать мудрый житейский совет – все она, наша Паня. А уж до чего легка на подъем, вы даже не представляете. Мы с девчатами иной раз думаем, сомневаемся: ехать или нет на какой-нибудь конкурс или фестиваль… Для Прасковьи Николаевны нет преград: нечего дома сидеть, едем, и точка!
По моей просьбе артистки ансамбля «Горница» охотно исполнили несколько частушек и страданий, поведали немало интересного о местных обрядах и традициях. А еще гостеприимные хозяйки угостили меня вкуснейшими блинами с ароматным чаем и сообщили по секрету, что десятого июня Прасковья Корабельникова отметила свой восьмидесятилетний юбилей.
- Я благодарю Бога за то, что до сих пор дает мне ума-разума сочинять и плясать, - заметила, прощаясь, Прасковья Николаевна. – Заботиться о внуках и правнуках, ходить в церковь, делать домашние дела и выходить на сцену. У меня есть стихотворение, а там такие строки: «Поэтому я не старею, живу-то не напоказ. И хочется быть добрее и жизнь прожить еще раз…»
Галина КОЛЕСНИЧЕНКО.
Фото автора.
07.09.2022, 433 просмотра.