Учитель, воспитай ученика…
Сегодня, 5 октября отмечают свой профессиональный праздник педагоги. В Липецкой области, где педагогическая школа имеет глубокие традиции, есть целые династии учителей. И ко Дню учителя «Липецкие известия» приготовили рассказ об одной из таких семей - Тишаниновых-Ивановых.
Родоначальница династии Нина Тихоновна Тишанинова живет в Добринском районе и является его почетным гражданином, она награждена медалью к ордену «За заслуги перед Отечеством» II степени. Я встретилась с продолжательницами профессии, которые преподают в 44-м лицее города Липецка, ее дочерью Ольгой Евгеньевной Ивановой и внучкой, дочерью Ольги Евгеньевна, - Светланой Сергеевной. Ей всего двадцать четыре года, но она уже с четвертого курса университета учит детей в родной школе. Все они - учителя математики и физики.
Ольга Евгеньевна имеет много регалий. Она учитель высшей категории, почётный работник общего образования РФ, лауреат премии имени К.А. Москаленко. Также она стала победителем городского конкурса «Учитель года – 2011» и ПНП «Образование» в 2011 и 2017 годах.
«Своих детей учим сами»
Свой рассказ о династии Ольга Евгеньевна начала с упоминания матушки Серафимы, которая была у них в роду. Она не была педагогом. Но ее способность убеждать, вести разговоры, общаться с людьми была каким-то даром Божьим. Без которого, собственно, невозможно представить настоящего учителя.
А непосредственно учительское древо берет свое начало со старшего брата Нины Тихоновны - Александра Тихоновича Селютина, который после окончания школы пошел в педагогическое училище. Родом они из села Кужное Тамбовской области. Десять лет работал Александр Тихонович учителем начальных классов, после чего стал продвигаться по партийной линии. С него всё и началось. «Особенность нашей семьи в том, что мы стараемся наших детей учить сами, - объясняет Ольга Евгеньевна. - Дядя Саша, когда работал в начальной школе, был учителем у своей сестренки Нины».
Узнав, что предстоит встреча с корреспондентом, Ольга Евгеньевна встретилась с матерью. Они долго листали альбом, газетные подшивки, вспоминали прошлое и обсуждали педагогику. «У нас в семье есть такой девиз: “Бей своих, чтоб чужие боялись”», - напомнила дочери Нина Тихоновна. И хотя с ней лично я не встретилась, но учительница, таким образом, задала тон беседе, даже находясь за много километров от нас.
Ольга Евгеньевна приводит случай из своей юности. Жили в деревне и весь день копали картошку: у себя, помогали соседям. «Закончили уже в одиннадцать, загрузили - время ночь. А физика не сделана. Но у меня же мама ведет физику» - была спокойна школьница Оля. Приходит на урок, и Нина Тихоновна, у которой она сама училась, сразу же вызывает ее к доске. Ученица в недоумении: как же так, мама знала - вместе были на картошке. Но ведь в деревне уборочная страда. Все занимаются уборкой! «Если ты не готова, как я могу еще кого-то спросить?» - объяснила Нина Тихоновна.
А Светлана Сергеевна вспомнила, как в пятом классе на первом уроке у Ольги Евгеньевны она назвала ее мамой. «И родная мама выгнала меня из класса, - смеется девушка. - После этого иногда я даже дома называю ее Ольгой Евгеньевной. И это продолжается до сих пор».
«Ударная» встреча
На самом деле ни она, ни её мама совсем не похожи на чопорных и властных наставниц, которых ученики, что греха таить, немножко побаиваются. «Учитель - это товарищ и друг», - подчеркивает Светлана Сергеевна. У нее второй год классное руководство и отношения с учениками прекрасные. Она знает, чем они занимаются после уроков и даже какие у них проблемы, они ничего не скрывают, рассказывают как на духу. Такого не добиться, если учителю делать акцент исключительно на жестком контроле поведения. И такую стратегию поведения Светлана Сергеевна впитала, видя, какие были отношения с учениками у ее мамы. После выпуска они становятся друзьями! Свадьба, рождение ребенка - всеми радостными событиями в жизни они всегда делятся со своей бывшей учительницей. И знаете, с кем такое происходит до сих пор? Конечно, с родоначальницей династии - Ниной Тихоновной.
Нина Тихоновна вместе с мужем Евгением Петровичем работала в Калмыкии по распределению. И да, он тоже был учителем математики и физики. Они оба - заслуженные учителя России.
В Калмыкии родилась старшая сестра Ольги Евгеньевны, а сама она появилась на свет уже в Талице, в Добринском районе. Тем не менее она знает учеников матери по именам и фамилиям, знает об их достижениях.
Евгения Петровича не стало полтора года назад. Было ковидное время, но ребята со всей страны не только звонили и писали письма, но и приехали на похороны своего учителя. Из других регионов - Калмыкии, Москвы, Пятигорска - приехали около сорока человек.
И Светлана Сергеевна, хотя еще совсем молодой педагог, уже видит плоды выбранной стратегии в общении с учениками. Полтора года назад семья потеряла сразу трех человек. Ребята об этом узнали и пытались поддержать учительницу как могли. В обычное время они могут и побаловаться, но тут наступила абсолютная тишина, они боялись огорчить Светлану Сергеевну, наоборот, начали пытаться помочь, поддержать, отвлечь.
Нина Тихоновна и Евгений Петрович учились на физмате в липецком пединституте, где и познакомились. Эту историю знает вся семья. «Дедушка был красивым, высоким. Занимался баскетболом, а бабушка - тяжелой атлетикой. И она на уроке физкультуры бросила мяч, набитый песком. Она размахнулась и попала дедушке по голове. Вот такая ударная встреча», - улыбается Светлана Сергеевна. Оба были талантливыми, спортивными, занимались еще и легкой атлетикой, и волейболом, и плаванием, и шахматами.
Окончательное решение пойти по педагогической стезе укрепила в Нине Тихоновне ее учительница Екатерина Афанасьевна Журкина, которая вела у нее в десятом классе математику и физику. Ученица могла вечером решить сложную задачу и пройти четыре километра, чтобы дойти до учительницы и рассказать ей о своем достижении. На рассказах об этом выросли и Ольга Евгеньевна, и ее дочь. И всегда, когда они их слушали, возникало ощущение уюта, дома, тепла.
Светлана Сергеевна с детства мечтала заниматься с детьми, правда, хотела быть детским психологом. Так что сейчас она пытается и помогать психологически детям, и учить. А качнуло ее в сторону педагогики, потому, что к этому у девочки был явный талант. О нем авторитетно заявила бабушка. Света еще в школе рассказывала Нине Тихоновне, как пользоваться компьютером. И та отметила, что объясняет внучка просто прекрасно. Поэтому для нее было других альтернатив, как подать документы в педуниверситет. И, кончено, тоже на физмат.
«Ольга Евгеньевна, а что же вы сами не рассказали, как решили идти в учительство?» - напоминаю я. Хотя это и так понятно. Ее папа - математик, мама - физик. Дом всегда был полон учеников. Родители готовили школьников к олимпиадам. Простая сельская школа в Талице, а ребята ездили на олимпиады не только регионального уровня, но и всероссийского, поступали в интернат при МГУ. Это были настоящие прорывы! Естественно, в таком же ключе жила и их дочь. Еще в школе она работала пионервожатой у младших классов.
«Чтоб было у кого потом учиться»
А вот когда Светлана решила поступать в пед, она возражала. «Надо найти такого спутника жизни, который бы это понимал», - объясняла она. Ведь работы очень много - тетради, бесконечные звонки: в выходные и даже ночью. «Надо найти человека, который не будет тебя ругать, что ты постоянно в каких-то бумажках, отчетах. Ты постоянно учитель, это не та офисная работа, когда ты приходишь домой, снимаешь пиджак и посвящаешь себя семье», - объясняет мне педагог.
Бумажная работа - это настоящая проблема для учителей. С первого сентября этого года, согласно принятым поправкам в закон «Об образовании», перечень заполняемой педагогом документации должен был сократиться. Но мои собеседницы признались, что пока разницы не видят. «Это очень серьезная проблема. Мы собираем информацию, которая не нужна ни классному руководителю, ни школе, ни детям. Это нужно другим организациям. И ты понимаешь, что ты делаешь это в стол», - говорит Светлана Сергеевна.
Оказывается, классные руководители не только расписывают, какие кружки и секции посещают их ученики, расписывая их занятия поминутно, но и мониторят социальные сети, просматривают их страницы, проводят психологический анализ, который является, по сути, работой других специалистов, но учителю приходится выполнять и эти задачи. «Мы рады, что наверху приняли такое решение, - говорит Ольга Евгеньевна о поправках в закон. - И надеемся, что правильное решение для их реализации будет найдено на региональном уровне».
Но на этом проблемы в системе образования, конечно, не заканчиваются. Когда Ольга Евгеньевна пришла в школу, у нее была нагрузка - двенадцать часов в неделю. А сейчас - 32 часа. Молодым специалистам в таком графике очень тяжело. А происходит это из-за нехватки кадров. «Когда ставка учителя меньше прожиточного минимума - это ненормально. Молодых учителей можно понять за нежелание идти работать», - вздыхает Ольга Евгеньевна. Она очень переживает, что многие уезжают из Липецка в ведущие вузы Москвы. Единицы, кто идет в пединститут. Сейчас учительница сама по субботам ведет занятия в ЛГПУ, старается передать студентам свой опыт, чтобы они пошли в учительскую профессию. «Страшно обидно, когда ты приходишь на занятия и понимаешь, что желание работать есть максимум у десяти процентов», - признается моя собеседница.
Вот и получается, что у Тишаниновых-Ивановых не просто семейная династия, а, если можно так выразиться, династия глобальная. Ведь их ученики - это тоже их дети, как для них учитель - вторая мама. И педагоги хотят, чтобы профессия жила, продолжалась и школьники возвращались в школу уже в качестве учителей. И в тему Ольга Евгеньевна вспоминает слова поэта Евгения Винокурова: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться…»
Юлия ПАЖИТНЫХ.
05.10.2022, 506 просмотров.