Удивительный английский
Уже несколько лет Людмила Юрьевна Бабайцева работает педагогом дополнительного образования в Доме творчества в поселке Лев-Толстой. Ее учащиеся не раз становились призерами и победителями всевозможных конкурсов, акций и фестивалей различных уровней. Некоторое время назад она стала одной из победительниц регионального этапа Всероссийского открытого конкурса профессионального мастерства работников сферы образования «Мы учим жить делами и сердцами – 2022» в номинации «Лучшая практика: инновационные формы работы с обучающимися по развитию кружкового движения в России».
На конкурс Людмила Юрьевна представила обзор своей педагогической деятельности с использованием такой формы работы, как метод проектов.
Кстати, на всероссийском уровне в этой же номинации она стала впоследствии призером, завоевав второе место.
КАК УЧИЛ СВОИХ ДЕТЕЙ ЛЕВ ТОЛСТОЙ?
- У многих ребят, - говорит Людмила Юрьевна, - изучение иностранного языка вызывает беспокойство, справятся ли они с овладением разговорной речью и письмом. Учащиеся младшего школьного возраста обладают хорошей памятью, и они с легкостью запоминают новые слова. Трудности появляются тогда, когда эти слова нужно написать или составить из них предложение в той или иной временной форме. Многие не сразу понимают, как пользоваться транскрипцией, как прочесть слово при помощи звуков. Ребята задаются вопросом, почему написание и произношение тех или иных букв не совпадает. Чтобы это объяснить, я пытаюсь окунуться в историю становления и развития языка, обращаюсь к такой интересной и удивительной науке, как лингвистика, которая и дает нам ответы на многие вопросы.
Понятно, что с течением времени многое изменилось. Допустим, мы изучаем сонеты Шекспира, написанные им в шестнадцатом веке, но то, как он писал их тогда, сегодня для нас не очень понятно. Многие люди считают, что немецкий язык в этом плане проще, но я не согласна с этим. В произношении он, может быть, и легче, но и там есть свои сложности. В общем, моя основная задача показать, что английский язык не такой уж и сложный. Как я стараюсь это делать? У нас, например, есть лото на английском языке. Интересуются им не только дети младшего возраста, но и старшеклассники. Это лото является точной копией лото, в которое играли дети в семье великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.
На игровых полях и карточках изображены предметы, составлявшие окружение человека в 19 веке. Играя в лото, мы путешествуем во времени, не выходя из кабинета. Те предметы, что там изображены, дети должны назвать вначале на русском, а потом на английском языке. Предметы на картинках изображены старинные, поэтому сегодняшние дети не все из них знают. Из занятия в занятие они узнают, например, что такое «сахарная голова» (способ расфасовки сахара), что клоуна раньше называли паяцем, и так далее. Таким образом дети знакомятся с историческими и культурными особенностями нашей страны, а также обогащают свой словарный запас как на русском, так и на английском языках.
Вот на интерактивной доске находятся буквы на магнитах. Кажется, что они расположены хаотично, но если убрать лишние, то получатся нужные слова. Еще мы разгадываем кроссворды и ребусы на английском языке, решаем логические задачи, составляем анаграммы, изучаем фразеологизмы, сопоставляем пословицы и поговорки на русском и английском языках. Интересно то, что звучат они иногда практически одинаково, но нередко имеют разный смысл. Иногда и сами дети что-то предлагают, например, разыграть те или иные диалоги, сценки. Мы, например, к праздникам создаем на компьютерах видеопоздравления для родителей на английском языке. Чтобы им было все понятно, накладываем на изображения субтитры на русском языке.
А с родителями я тоже общаюсь, причем с каждым папой или мамой. Стараюсь говорить с ними непосредственно, а не через Интернет или по телефону. Мне кажется, что живое общение лучше всего. Они высказывают свои пожелания, я доношу им свои мысли, хочу, чтобы они видели плоды нашего труда, те результаты, которых добились их дети.
На занятиях по страноведению у нас проходят увлекательные викторины и интеллектуальные игры. Чтобы лучше понять грамматический и лексический строй того или иного языка, необходимо познакомиться с культурой и историей страны. Десять лет назад мне удалось побывать в Великобритании. Я рассказываю об этой стране, о ее столице – Лондоне. Возможно, эти сведения детям и не пригодятся, а возможно, что и потребуются. В любом случае, занятия по страноведению вызывают у ребят интерес к истории, географии, обществознанию.
А БЫЛ ЛИ ШЕКСПИР?
Людмила Юрьевна говорит, что они с детьми также читают книги на английском языке. Несколько книг она привезла из своей поездки. Например, это «Шотландские мифы и легенды». С интересом дети читают и произведения английского драматурга Уильяма Шекспира. Педагог вспоминает, что на его родине, в небольшом городке, было крайне сложно найти произведения автора в полном объеме. В основном это были сборники, включавшие в себя отрывки из многочисленных произведений драматурга. Связано это с историческими изысканиями, посвященными личности писателя. Есть исследователи, которые утверждают, что Шекспир – это либо собирательный образ, либо псевдоним человека, личность которого мы никогда не узнаем.
Людмила Юрьевна отмечает, что с младшими школьниками работать сложнее, но и веселее, а с ребятами постарше работа проходит более серьезная и углубленная. Возможно, кто-то из ее учеников в будущем станет переводчиком, учителем, а может быть, и дипломатом и будет с благодарностью вспоминать педагога, который старался передать детям все свои знания.
Людмила Юрьевна уделяет большое внимание патриотическому воспитанию, а также изучению истории своей малой родины – Лев-Толстовского района. С этой целью она создала образовательный проект под названием «Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском становлении личности учащегося».
Учащиеся объединения не раз посещали районный краеведческий музей, экспозиции которого помогли ребятам узнать много нового и интересного из истории нашего края. Ребята стараются найти сведения о своих родственниках, прабабушках и прадедушках. Одна из исследовательских работ была посвящена жителю Лев-Толстовского района, участнику Великой Отечественной войны Николаю Федоровичу Карих. Он прошел всю войну, был награжден многими боевыми наградами и благодарственными письмами. Его боевой путь завершился в Берлине. Будучи на пенсии, он был председателем районной ветеранской организации.
Ушел Николай Федорович из жизни в возрасте восьмидесяти пяти лет, но практически до последних дней вел активную деятельность. Его военных фотографий сохранилось немного, но все они представляют огромную ценность для детей и внуков ветерана. На одной из фотографий Николай Федорович изображен со своими боевыми товарищами и девочкой, которую они спасли от вражеского обстрела, рискуя собственными жизнями.
Стоит отметить, что данная исследовательская работа была отмечена грамотами и дипломом на региональном и всероссийском уровне. Педагог отмечает, что многие дети тоже увлеклись этой темой. Кто-то стал писать о своих дедушках или прадедушках, кто-то о Герое Советского Союза Василии Ивановиче Аулове, которому в поселке установлен бюст и мемориальная доска.
Лучшие работы отправляются на суд жюри тех или иных конкурсов, каждое призовое место – это стимул двигаться дальше. Ее радует, что труд учащихся не остается незамеченным. Несколько лет назад Людмила Юрьевнаучаствовала в региональном конкурсе «Педагогический дебют» и была награждена дипломом лауреата. Это стало ее небольшой личной победой. Во Всероссийском конкурсе исследовательских и творческих работ «Мы – гордость Родины» был отмечен ее ученик Людвик Агабабян.
В его работе рассказывалось о том, как появился поселок Лев-Толстой, как складывалась его история. Во Всероссийском открытом конкурсе школьников «Наследники Юрия Гагарина» в номинации «Космический туризм и показатели окупаемости объектов» первое место заняла Диана Брянкина, которая была приглашена в Москву, где ее чествовали в Совете Федерации. Как отмечает Людмила Юрьевна, плодотворной работе способствует дружный коллектив, коллеги, которые всегда приходят на помощь и поддерживают. В Доме творчества действует много различных направлений, которые юные левтолстовцы с удовольствием посещают и каждый день открывают для себя много нового и интересного.
Андрей МАРКОВ.
22.02.2023, 4303 просмотра.