В жизни не потеряются
В этой школе, как и во всех теперь в нашей стране, по понедельникам звучит государственный гимн и поднимают российский флаг, так же звенит звонок на перемены и уроки. Но не все ученики могут слышать эти звонки. В специальной школе-интернате города Задонска учатся дети с нарушениями слуха и интеллекта.
Детки здесь все из семей, но жить им приходится в интернате, так как для их обучения требуются определенные условия. Ребята учатся здесь до девятого класса, есть две дошкольные группы с трех лет.
Войдя в школу, я сразу же обратила внимание на множество наград, которые получали ученики. Всё потому, что в интернате активно работают кружки дополнительного образования. Педагоги занимаются с ребятами резьбой по дереву, флористикой, греко-римской борьбой, легкой атлетикой, акробатикой, театральным искусством (образцовый театр «Дар» внесен в реестр театров), действует хореографическая студия «Юность» и студия жестового пения. А еще дети учатся плаванию в бассейне Задонска, ледовый дворец предоставляет возможность бесплатного посещения катка. «Плюс областные учреждения - адаптивная спортивная школа, туристический центр - с нами сотрудничают. То есть для наших детей спектр возможностей очень широкий», - радуется директор специальной школы-интерната города Задонска Наталия Ивановна Левченко.
И ребята добиваются больших успехов. Например, в соревнованиях среди детей с ОВЗ заняли первое общекомандное место в области. Дети участвуют в театральных конкурсах - и всероссийского уровня, и межрегионального. Там всегда становятся если не победителями, так призерами. В международном инклюзивном фестивале «Алтын майдан» тоже показывают хорошие результаты. А в областном конкурсе профессионального мастерства среди людей с ограниченным возможностям здоровья «Абилимпикс» в прошлом году взяли первое и призовые места в резьбе по дереву, флористике, адаптивной физической культуре. В поварском деле вплотную подошли к призовой тройке. хотя принимали участие впервые. Наталия Ивановна уверена, что за победу еще поборются.
Да, в интернате есть и такой кружок, где учат готовить. Когда дети выходят из школы, то, как правило, не имеют таких навыков. И с прошлого года школьный повар в свободное время занимается с учениками. Причем активно участвуют не только девочки, но и мальчики. Уже делали блинчики, запеканки, сочники, пиццу, готовили горячие блюда, учились варить борщ. А потом ребята все вместе пробуют, что получилось, угощают друг друга, так что процесс этот еще и сплачивает детей. «Учим дружбе. Все наши ребята добрые и отзывчивые. Самая главная наша задача - воспитать ребят, которые не потеряются во взрослой жизни», - объясняет Наталия Ивановна.
Сложность в том, что у многих из них родители слышащие. И не все мамы и папы готовы осваивать язык жестов, хотя педагоги объясняют, что это первая необходимость. Но ситуации в семьях разные, и судьбы у выпускников разные. Немало и успешных историй.
«Из последних наших выпускников девочка поступила в Санкт-Петербургский социальный колледж. После обучения там пошла в институт получать высшее образование по культурологии. Она у нас актриса, играет в театре глухих в Санкт-Петербурге, гастролирует. Очень успешная, - рассказала Наталия Ивановна. - В Москве учатся двое: один на программиста, другая - на повара-кондитера. А ее сестра - еще одна наша выпускница этого года - поступила в Москве в школу для детей с нарушениями слуха и получает среднее общее образование, что пока, к сожалению, крайне редко случается. В основном дети после общего образования идут получать профессию», - объяснила Наталия Ивановна.
Есть ребята, которые активно занимаются спортом. Один из выпускников - мастер спорта, участвовал в Паралимпийских играх по легкой атлетике. «И очень наши ребята любят футбол, входили в состав сборной. Но в Воронежской области. К сожалению, в Липецкой нет федерации спорта по футболу среди глухих. Они участвовали во всероссийских соревнованиях в Астрахани. Именно наши выпускники названы лучшим нападающим и лучшим вратарем», - улыбается директор.
Функционально и уютно
В школе-интернате всё сделано с учетом специфики учреждения. Например, лестницы оснащены поручнями в три ряда: в середине - пониже обычных и дальше - совсем низенькие, чтобы всем было удобно. В этом году школа-интернат города Задонска приняла участие в федеральной программе «Доступная среда». По ней образовательному учреждению выделили восемь миллионов рублей, чтобы его оснастили для удобства детей с любыми нарушениями. Купили два кресла-коляски, специальное оборудование, обновили всю информационную систему с установкой мнемосхем.
А в прошлом году по проекту «Доброшкола» национального проекта «Образование» интернату выделили семь с половиной миллионов рублей. За счет этих средств оснастили школьные кабинеты и мастерские.
Наталия Ивановна провела меня по ним. Они небольшие, потому что учатся в каждом классе не более шести человек. Зато оснащение на все сто. Есть интерактивные доски, интерактивные панели, другое современное оборудование. Это огромное подспорье в индивидуальной работе, которая лежит в основе обучения в школе-интернате.
В кабинете кулинарии установлен кухонный гарнитур. И в нем не только вся необходимая посуда. Есть и индукционная плита, и микроволновка, и мультиварка, и кухонный комбайн, и даже посудомоечная машина. Когда же приходит время серьезной выпечки, то используют профессиональную духовку в столовой. Ученики изучают не только практику, но и теорию, которая предваряет все кулинарные действия школьников.
Во всех кабинетах новая, удобная мебель с эргономичными спинками. Спальные комнаты с домашней обстановкой, красивыми покрывалами и шторами, чтобы было уютно. Есть отдельные игровые комнаты. В комнате для детсадовцев все игрушки подписаны, чтобы они учили слова. Вот девчачья зона с расческой, зеркальцем, вот магазин с продуктами, вот кухня с утварью, а тут зона для мальчиков с инструментами.
В комнатах для отдыха и диванчики с креслами есть, и телевизор висит, но имеются и спортивные тренажеры, и стол для настольного тенниса, и шахматные доски. А как здесь уютно! Все коридоры на всех этажах трехэтажного здания украшены растениями - большими и маленькими, они буквально утопают в зелени. Дополняют атмосферу картины выпускника и аквариум с рыбками.
Дворовую территорию тоже всегда украшают цветами. Из семян вместе с детьми в теплице выращивают рассаду. Школьная администрация старается каждый год приобрести и что-то новенькое. В этом году купили иву с переплетенными стволами, сейчас выращивают. А потом будут пробовать сами такую сформировать.
Развиваемся, играя
Особенно меня поразил психологический кабинет. Когда я зашла, девочка из детсадовской группы танцевала на интерактивном полу. Это такое большое полотно, обеспеченное компьютерными возможностями. Педагог может выбрать программу-игру, и она отражается на полу. Всего сорок пять игр: футбол, хоккей, классики. Вот, например, высветились изображения фруктов и овощей. Это игра «Что кушает заяц»: ребенок должен его накормить, а для этого наступить на те картинки, которые соответствуют рациону зверька. И зайчик с радостью бежит к морковке и капусте, когда нога ученика оказывается на этих рисунках. Это и весело, и красочно, и, конечно, развивает. А это - главное.
Здесь много интересных вещей: тактильная дорожка с разными поверхностями, мелкие паззлы, конструкторы, крупная мозаика, бизиборды (доски для развития мелкой моторики и мышления ребенка), сухой бассейн, кресла-мешки, пузырьковая колонна. Развивающие элементы сделаны из дерева, так как тактильное восприятие особенно важно для глухих детей. Когда они могут потрогать и предмет приятен на ощупь, то и запоминание идет лучше.
«Развиваются мелкая моторика, внимание, память, концентрация. Если мы видим, что ребенок не готов к каким-то письменным заданиям, то мы благодаря нашим современным технологиям ищем подходящий для них вариант», - объяснила одна из трех школьных психологов Марина Александровна Молодых. Для самих психологов также рабочее место оборудовано интерактивной панелью, где установлены рабочие программы. С помощью них можно проводить тестирования, начиная с профориентации заканчивая уровнем освоения учебных программ. А сколько раздаточного материала в специализированном столе! Вот еще и игровой стол, но, конечно же, игра - это не главное. Дети любят познавательные игры, которые на самом деле развивают математические навыки, логическое мышление, память. Четыре с половиной тысячи игр! Но больше всего дети любят пескотерапию. С помощью кварцевого песка и скребков дети создают всё, что придет им в голову. Такой метод называется «Ум на кончиках пальцев».
В кабинете технологии расположена швейная мастерская. Преподавательница Вера Михайловна Чикомазова похвалилась, что в ее кабинете всё новое: три универсальные швейные машинки, оверлок, появилась и вышивальная машина, есть отдельная система для глажки с отпаривателем. Рядом на стене и работы учениц - подушечки, прихватки, картины, салфетки, даже шляпки.
Когда я общалась с работниками школы-интерната, они готовились к выставке-ярмарке. Это традиционное мероприятие, на котором созданные в школе предметы, сувениры продаются в школе, а деньги идут на помощь для СВО. Коллектив и сам оказывает помощь. Учителя плели маскировочные сети, шили белье для военнослужащих. На собранные средства покупают медикаменты, предметы гигиены, сладости. Дети радуются, когда видят, какую помощь передают нашим военным. Для них ребята пишут письма и рисуют открытки. Недавно проходил конкурс «Катюша», в котором наградили и интернатовских учеников. А оценивали их работы сами участники СВО. Детские картинки отправили прямо за ленточку. А потом в задонский интернат приходили письма с благодарностями от солдат, которые рассказывали, насколько детские послания помогают им там, на линии фронта, чувствовать себя ближе к дому.
Юлия Пажитных.
Фото автора.
30.11.2023, 135 просмотров.